Экономизация имеет две стороны: механическую (или биоме-ханическую), зависящую от уровня владения техникой или раци-ональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполн я ется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной к и слоты, а если рассматри-вать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли и с пользова-ния жиров в качестве су б страта окисления.

Понятие «выносливость» издавна связывают со способностью чел о века продолжать более или менее эф фективно совершать деятельность в о преки наступающему утомл е нию.

Как известно, утомлением принято называть вызываемое рабо той вр е мен ное снижение уровня оперативной работоспособно сти. При знач и тельной продол жи тельности работа с определенного момента начинает пр о текать в условиях пр еодо ления возрастающих в нутренних трудностей и с повыше н ной мобилизацией воли, благодаря чему удается сохранять заданные вне ш ние параметры и результативность работы (фаза компенсированного утомл е ния); затем, н е смотря на все усил ия продолжение работы возможно лишь при все более значительном снижении уровня ее качественных и количес т венных показателей (фаза декомпенсированного утом-ления); наконец, в крайних случаях работа прекращается из-за переутомления. Установлено, что спосо б ность не допускать по ходу работы падения ее эффектив-ности в теч е ние того или иного времени, несмотря на наступающее утомление, а также продо л жать ее в фазе декомпенсированного утомления с возможно мень-шим сн и жением результативности зависит от степени развития определенных свойств организма и ли ч ности.

Соответственно под «выносливостью» в самом обобщенном смы-сле подразумевают комплекс свойств индивида, в решающей мере определя ю щих его способность противостоять утомлению в процессе деятельн о сти.

Мерилом выносливости является время, в течение которого осущест в ляется мышечная деятельность определенного характе-ра и интенсивности. Например, в циклических видах физических упражнений (ходьба, бег, плав а ние и т.п.) измеряется мини-мальное время преодоления заданной диста н ции. В игровых ви-дах деятельности и единоборствах замеряют время, в т е чение которого осуществляется уровень заданной эффективности дви-гательной деятельности. В сложн о координационных видах деятель-ности, связанных с выполнением точности движений (спортив-ная гимнастика, ф и гурное катание и т.п.), показателем вынос-ливости является стабильность технически пр а вильного выпол-нения дейс т вия.

Различают общую и специальную выносливость. Общая вынос-ливость — это способность длительно выполнять работу умерен-ной инте н сивности при глобальном функционировании мышеч ной сист е мы. По-другому ее еще называют аэробной выносливос-тью. Человек, который м о жет выдержать длительный бег в уме-ренном темпе длительное время, сп о собен выполнить и другую работу в таком же темпе (плавание, езда на вел о сипеде и т.п.). Основными компонентами общей выносливости являются возмож-ности аэробной системы энергообеспечения, функциональная и би о механическая экономизация. Общая выносливость играет существенную роль в оптимиза-ции жизнеде я тельности, выступает как важный компонент физи-ческого здоровья и, в свою очередь, служит предпосылкой разви-тия специальной в ы носливости.

Специальная выносливость — это выносливость по отношению к о п ределенной двигательной деятельности. Специальная вынос-ливость класс и фицируется: по признакам двигательного действия, с помощью которого решается двигательная задача (например, прыжковая выносливость); по признакам двигательной деятель-ности, в условиях которой решается двиг а тельная задача (напри-мер, игровая выносливость); по признакам взаимоде й ствия с дру-гими физическ и ми качествами (способностями), необходимыми для успешного решения двигательной задачи (например, силовая выносл и вость, скоростная выносливость, координационная в ы нос-ливость и т.д.).

Проявление выносливости в различных видах двигательной деятель ности зависит от многих факторов: биоэнергетических, фун к циональной и биохимической экономизации, функциональ-ной усто й чивости, личностно-психических, генотипа (наслед-ственности), ср е ды и др.

Биоэнергетические факторы включают объем энергетических ресу р сов, которым располагает организм, и функциональные воз-можности его систем (дыхания, сердечно-сосудистой, выделения и др.), обеспеч и вающих обмен, продуцирование и восстановле-ние энергии в процессе работы. Обр а зование энергии, необходи-мой для работы на выносливость, происходит в результате хими-ческих превращений. Основными источниками энергообр а зования при этом являются аэробные, анаэробные глик о литические и ана-эробные алактатные реакции, которые характеризуются скорос-тью высв о бождения энергии, объемом допустимых для использова-ния жиров, углев о дов, гликогена, АТФ, КТФ, а также допусти мым объ е мом метаболических изменений в органи з ме .

Физиологической основой выносливости являются аэробные возмо ж ности организма, которые обеспечивают определенную долю энергии в пр о цессе работы и способствуют быстрому вос-становлению работоспосо б ности организма после работы любой продолжительности и мощности, обеспечивая быстрейшее удале-ние продуктов метаболического обм е на.

Анаэробные алактатные источники энергии играют решающую роль в поддержании работоспособности в упражнениях максималь-ной интенсивн о сти продолжительностью до 15—20 с. Анаэробные гликолитические исто ч ники являются главными в процессе энергообеспечения работы, продо л жающейся от 20 с до 5—6 мин.

Факторы функциональной и биохимической энономизации опре-деляют соотношение результата выполнения упражнения и зат-рат на его достиж е ние. Обычно экономичность связывают с энер-гообеспечением о р ганизма во время работы, а так как энергоре-сурсы (субстраты) в организме практически всегда ограничены или за счет их небольшого объема, или за счет факторов, затруд-няющих их ра с ход, то организм человека стремится выполнить работу за счет минимума энергозатрат. При этом чем выше ква-лификация спортсм е на, особенно в видах спорта, требующих про-явления выносливости, тем в ы ше экономичность выполняемой им раб о ты.

Экономизация имеет две стороны: механическую (или биоме-ханическую), зависящую от уровня владения техникой или раци-ональной тактики соревновательной деятельности; физиолого-биохимическую (или функциональную), которая определяется тем, какая доля работы выполн я ется за счет энергии окислительной системы без накопления молочной к и слоты, а если рассматри-вать этот процесс еще глубже — то за счет какой доли и с пользова-ния жиров в качестве су б страта окисления.

Факторы функциональной устойчивости позволяют сохранить акти в ность функциональных систем организма при неблагопри-ятных сдвигах в его внутренней среде, вызываемых работой (на-растание кислородного долга, увеличение концентрации молоч-ной кислоты в крови и т.д.). От функци о нальной устойчивости зависит способность человека сохранять заданные технические и тактические параметры деятельности, несмотря на нараста ю щее утомление.

Личностно-психические факторы оказывают большое влияние на пр о явление выносливости, особенно в сложных условиях. К ним относят мот и вацию на достижение высоких результатов, ус-тойчивость установки на пр о цесс и результаты длительной дея-тельности, а также такие волевые качества, как целеустремлен-ность, настойчивость, выдержка и умение терпеть небл а гоприят ные сдвиги во внутренней среде организма, выполнять р а боту через «не могу».

Факторы генотипа (наследственности) и среды. Общая (аэроб-ная) выносливость среднесильно обусловлена влиянием наслед-ственных факт о ров (коэффициент наследственности от 0,4 до 0,8). Генетический фактор с у щественно воздействует и на развитие анаэробных возможностей орг а низма. Высокие коэффициенты наследственности (0,62—0,75) обнаружены в стат и ческой вынос-ливости; для динамической силовой выносливости влияния на-следственности и среды примерно одинак о вы.

Наследственные факторы больше влияют на женский организм при р а боте субмаксимальной мощности, а на мужской — при ра-боте умеренной мощности.

Специальные упражнения и условия жизни существенно влия-ют на рост выносливости. У занимающихся различными видами спорта показат е ли на выносливость этого двигательного качества значител ь но (иногда в 2 раза и более) превосходят аналогичные результаты не занимающихся спортом. Н а пример, у спортсменов, тренирующихся в беге на выносливость, показатели максималь-ного потребления кисл о рода (МПК) на 80% и более превышают средние показатели обы ч ных людей.

Развитие выносливости происходит от дошкольного возраста до 30 лет (а к нагрузкам умеренной интенсивности и свыше). Наи-более инте н сивный прирост наблюдается с 14 до 20 лет.

Они состоят в пер-вую очередь в том, чтобы обеспечить развитие об щей аэробной вы-носливости. Хотя аэробные возможности организма до с тигают абсолютного максимума в зрелом возрасте, тем не менее условия для их н а правленного увеличения можно и нужно созд а вать в фи-зическом воспитании уже с детского возраста. Это — важнейшая предпосылка п о вышения общего уровня физической работоспособности и развития специфической выносл и вости. По мере возрастного созревания организма в воспитании общей выносливости (в широк ом смысле этого слова) увеличива-ется значение комплексного воз-действия на все ее факторы . Основная зад а ча при этом заклю- чается в обеспечении неуклонного соразмерного пов ы шения функ-циональных возможностей, лими тирующих способность противост о ять утомлению при разнообразных видах двигательной деятельности. Главное здесь, следов а тельно, не избирательно воздействие на какие-либо от-дельные факт о ры выносливости, а создание условий для повышения общего уро в ня работоспособности по отношению к все более широкому кругу видов деятельности, связанных с проявлени-ем выносливости. Это предп о лагает систематическую адаптации к разнообразным видам утомител ь ной работы, предъявляющей комплексные требования к двигательным способн о стям.

Средствами развития общей (аэробной) выносливости явля-ются уп ражнения, вызывающие максимальную производительность се р дечно-сосудистой и дыхательной систем. Мышечная работа обеспечивается за счет преимущественно аэробного источника: интенсивность работы может быть умеренной, большой, пере-менной; суммарная длительность выполнения у п ражнений составляет от нескольких до десятков минут.

Средствами развития общей выносливости яв-ляются разнообразные физические упражнения, преимущественно циклического ха рактера при со-блюдении следующих у с ловий:

2. Бег в равномерном темпе (от 20 до 40 мин при ЧСС 130-170 уд/мин), чередуемый с ускоре-ниями на отрезках произвольной длины (т.е. бег с пере менной ск о ростью).

При выполнении большинства физических упражнений сум-марная их нагрузка на организм достаточно полно характеризует-ся следующими ком понент а ми:

Интенсивность упражнения в циклических упражнениях ха-рактеризуется скоростью движения, а в ациклических — ко-личеством двиг а тельных действий в единицу времени (темпом). Изменение интенсивн о сти упражнения прямо влияет на рабо-ту функциональных систем организма и характер энергообес-печения двигательной деятельности. При умеренной и н тен-сивности, когда расход энергии еще не велик, органы дыха-ния и кровоо б ращения без большого напряжения обеспечива-ют организм необходимым количеством кислорода. Небольшой кислородный долг, образующийся в н а чале выполнения уп-ражнения, когда аэробные процессы еще не действуют в пол-ной мере, погашается в пр о цессе выполнения работы, и в даль-нейшем она происходит в условиях истинного устойчивого состояния. Такая интенси в ность упражнения получила название субкритич е ской.

При повышении интенсивности выполнения упражнения организм з а нимающегося достигает состояния, при котором потребность в энергии (к и слородный запрос) будет равна максималь-ным аэробным возможностям. Т а кая интенсивность упражнения получила название критич е ской.

Интенсивность упражнения выше критической называют над- критич е ской. При такой интенсивности упражнения кислородный запрос значител ь но превышает аэробные возможности организма, и работа проходит преим у щественно за счет анаэробного энергообеспечения, которое сопр о вождается накоплением кислоро д ного долга.

Продолжительность упражнения имеет зависимость, обратную относ и тельно интенсивности его выполнения. С увеличением продолжител ь ности выполнения упражнения от 20—25 с до 4—5 мин особенно резко снижается ее интенсивность. Дальнейшее! увелич е ние продолжительности упражнения приводит к менее! выраженному, но постоянному снижению его интенси в ности. От продолжительности упражнения зависит вид его энергообеспеч е ния. Число повторений упражнений опреде ляет степень их воздействия на организм. При работе в аэробных условиях увеличение числа повторе ний заставляет длительное время поддер живать вы сокий уровень деятельности органов дыхания и кровообращения. При анаэробном режиме увеличе ние количества повторений ведет к исчерпыванию бескисл о ро дных механизмов или к их блоки-рованию ЦНС. Тогда выполнение упражне ний либо прекр а щает-ся, либо резко снижается инте н сивность их.

Продолжительность интервалов отдыха имеет большое значе-ние для определения как величины, так и особенно характера ответных реакций о р ганизма на тренировочную н а грузку.

Длительность интервалов отдыха необходимо планировать в зависим о сти от задач и используемого метода тренировки. Например, в инте р вальной тренировке, направленной на преиму-щественное повышение уровня аэро б ной производительности, следует ориентироват ь ся на интервалы отдыха, при которых ЧСС снижается до 120—130 уд./мин. Это позволяет вызвать в дея-тельности систем кровообращ е ния и дыхания сдвиги, которые в наибольшей мере способствуют повышению функциональных возможностей мышцы сердца. Планирование пауз отдыха, ис-ходя из субъективных ощущений з а нимающегося, его готовно-сти к эффективному выполнению очередного у п ражнения, ле-жит в основе варианта интервального метода, называ е мого по-вторным. При планировании длительности отдыха между повторениями у п ражнения или разными упражнениями в рамках одного занятия следует ра з личать три типа интерв а лов.

1. Полные (ординарные) интервалы, гарантирующие к моменту оч е редного повторения практически такое восстановление рабо-тоспособности, которое было до его предыдущего выполнения, что дает возможность повт о рить работу без дополнител ь ного на-пряжения функций.

2. Напряженные (неполные) интервалы, при которых очередная н а грузка попадает на состояние некоторого недовосстановления. При этом не обязательно будет происходить существенное изме-нение внешних количес т венных показателей (в течение известно-го времени), но возрастает мобил и зация физических и психичес к их резервов организма челов е ка.

3. Минимакс интервал. Это наименьший интервал отдыха меж-ду у п ражнениями, после которого наблюдается повышенная рабо-тоспособность (суперкомпенсация), наступающая при опреде-ленных условиях в силу зак о номерностей восстановительных процессов в о р ганизме.

Характер отдыха между отдельными упражнениями может быть а к тивным, пассивным. При пассивном отдыхе занимающийся не выполняет никакой работы, при активном — заполняет паузы дополнительной деятел ь ностью.

При выполнении упражнений со скоростью, близкой к крити-ческой, активный отдых позволяет поддерживать дыхательные процессы на более высоком уровне и исключает резкие переходы от работы к отдыху и обра т но. Это делает н а грузку более аэроб-ной.

Основными методами развития общей выносливости являют-ся: 1) ме тод слитного (непрерывного) упражнения с нагрузкой умеренной и переме н ной интенсивности; 2) метод повторного интервального упражнения; 3) м е тод круговой тренировки; 4) игро-вой м етод; 5) соревновательный м е тод.

Равномерный метод. Характеризуется непре-рывным продолжител ь ным режимом работы с рав-номерной скоростью или усилиями. Продолжи-тельность работы в зависимости от уровня подго-товленности занимающи х ся составляет от 10-15 мин до 60-90 мин. Работа менее 4-5 мин мало-эффективна, так как не успевают развернуться ды-хательные процессы и в ы вести кислородотранс-портную систему (сердце, сосуды, дыхание) на мак-симальный уровень потребления кислор о да.

Интенсивность упражнений (скорость передви-жения) должна повы шаться постепенно: от невы-соких значений ЧСС (120-130 уд/мин) к опт и маль-ным (140-170 уд/мин). Такая пост е пенность необ-ходима для адаптации сердечно-сосудистой, дыхательной, мышечной, эндокринной и других си с тем организма. Малоинтенсивная работа не спо-собствует активизации аэро б ного обмена, поэто-му она малопр о дуктивна.

По мере увеличения функциональных возмож-ностей организма зани мающихся продолжитель-ность непрерывной работы и ее интенсивность п о степенно возра с тают.

Переменный метод. Отличается от равномер-ного последовательным варьированием нагруз-ки в ходе непрерывного упражнения (например, бега) путем направленного изменения скорости, темпа, амплитуды движений, в е личины усилий и т.п. Его часто называют «фартлек» (игра скоро-стей). Он предполагает увеличение и снижение интенсивности через определенные промежутки времени. ЧСС к концу интенсивного участка рабо-ты увел и чивается до 170-175 уд/мин, а к концу ма-лоинтенсивного участка сниж а ется до 140-145 уд/мин.

Интервальный метод. Для него характер- но выполнение работы в виде высокоинтенсив-ных, но кратковременных повтор е ний, разде-ленных небольшими (строго дозированными) интервалами отдыха ме ж ду нагрузками. Про-должительность работы для повышения аэроб-ной производительности составляет 1-2 мин. Меньшее время не п о зволяет активизировать работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, а большее — вызывает снижение интен-сивности работы. И н тенсивность работы дол-жна способствовать росту ЧСС до 160-170 уд/мин к концу упражнения. Интервалы от-дыха делаются такой продолжительности, что-бы ЧСС не опустилось к концу отдыха ниже 120-130 уд/мин. Как правило, интервалы отды-ха между упражнениями с о ставляют 1-3 мин. Характер отдыха должен быть активным в виде малоинтенсивной дв и гательной деятельности (например, медленной ходьбы), о д новременно ускоряющей восстановление организма и под-держивающей его пов ы шенное функци о ниро-вание.

Число повторений упражнения зависит от индивидуальных воз можностей занимающего-ся осуществлять работу в условиях знач и тель-ного потребления кисл о рода. Рекомендуется начинать с трех-четырех повторений за одно за-нятие и пост е пенно повышать до десяти и бо-лее повт о рений.

Тренирующее воздействие при использ овании данного метода происходит не только и не столько в момент выполнения упражн е ния, сколько в период отдыха. В течение первой ми-нуты отдыха после н а грузки потребление кисло-рода увеличивается, повышается также сист о ли-ческий объем крови. Если очередная нагрузка выполняется в м о мент, когда эти показатели до-статочно высоки, то от повторения к повтор е нию будет постепенно увеличиваться потребление кисл о рода.

Следует отметить, что интервальный метод на начальном этапе развития общей выносливости желательно не применять, так как он предъявляет серьезные требования к сердечно-сосудистой и дыхатель ной сист е мам.

Метод круговой тренировки. Предусматри- вает последовательное в ы полнение специально подобранных упражнений, воздействующих на ра з личные мышечные группы и функциональные системы по типу непр е рывной или интервальной работы. В опред е ленных местах зала или при-школьной площадки (стадиона) по кругу распо-лагаются несколько «ста н ций» (чаще всего от 6 до 12). На каждой станции занимающийся вы-полняет одно из упражнений и проходит круг от одн о го до трех раз.

Для круговой тренировки подбираются такие упражнения, кото рые можно повторять значитель-ное число раз (не менее 20-30). ЧСС при в ы полне-нии упражнений колеб лется от 140 до 175 уд/мин, а в паузах (во время отдыха) снижается до 110 уд/мин. Общая продолжительность вр е мени выполнения упражнений круговым мет о дом со-ставляет 25-35 мин.

Игровой метод. Суть его заключается в том, что двигательная де я тельность занима ю щихся организуется на основе содержания, условий и правил игры. Он предусмат ривает выполнение разнообразных двигател ь ных действий в услови-ях провед е ния спортивных и подвижных игр, тре-бующих проявления выносливости. Этот метод позволяет обеспечить п о вышен-ную заинтересованность занимающихся в дви-гательной деятельн о сти и меньшую психическую уто м ляемость по сравнению с упражнениями мо-нотонного характера (например, продолжитель-ный бег в равноме р ном темпе).

Соревновательный метод. Это способ вы-полнения упражнений на выносливость в фор-ме различных соревнований и соревнователь-ных зад а ний, предусматривающих элементы соперничества. Он стимулирует ма к симальную мобилизацию физических и связанных с ними психических сил и способностей занима ю щих-ся.

Обязательным условием соревновательного ме-тода является подго товленность занимающихся к выполнению тех упражнении, в которых они дол-жны соре в новаться. Выбор методов в значительной степени опре-деляется уровнем подготовленности занимаю-щихся. Важным требованием к прим е няемым методам разв и тия выносливости является нахож-дение оптимального сочетания продолжительно-сти и интенсивности н а грузки.

Воспитание выносливости .путем воздействия на анаэроб-ные возмож ности основано на приспособлении организма к работе в условиях накопл е ния недоокисленных продуктов энергетического обеспечения и характериз у ется решением двух задач: повышением мощности гликолитического (ла к татного) механизма; повышение мощности фосфоркреатино-вого (алактатн о го) механизма. Для этого использую т ся ос-новные и специально-подготовительные упражнения соответ-ствующей интенси в ности. При этом применяются методы по-вторного и переменного интервального упражн е ния.

Работа должна выполняться с интенсивностью 90—95% от максимал ь ной мощности для данного отрезка дистанции, продолжительность р а боты от 20 секунд до 2 мин. (длина от-резков от 200 до 600 м в беге, от 50 до 200 м в плавании). Число повторений в серии 3—4, к о личество серий для начи-нающих 2—3, для хорошо тренированных 4—6. Интервалы отдыха между повторениями постепенно уменьш а ются: после первого повторения — 5—6 минут; второго — 3—4 м и нуты; третьего — 2—3 минуты. Между сериями должен быть от-дых, для ликвидации лактатвого долга — 15—20 минут.

К упражнениям применяемым в качестве средств совер-шенствования алактатного механизма предъявляются следу-ющие требования. Интенсив ность работы должна быть око-лопредельной (95% от максимальной); пр о должительность упражнения — 3 — 8 сек. (бег 20 — 30 м., плавание 8 — 20 м.) интервалы отдыха между повторения — 2 -3 мин., между сериями (серия 4 — 5 повторений) — 7 — 10 мин. Интервалы отдыха между сериями заполняются упражнениями очень низкой интенсивности по режиму работы мышц, совп а дающих с осно в ными.

Для развития общей выносливости наиболее широко применяются циклические упражнения продолжительностью не менее 15—20 мин, выпол няемые в аэробном режиме. Они выполняются в режиме стандартной непр е рывной, переменной непрерывной и интервальной нагрузки. При этом пр и держиваются сл е дующих правил.

1. Доступность. Сущность правила заключается в том, что нагрузо ч ные требования должны соответствовать возможностям занимающихся. Уч и тываются возраст, пол и уровень общей физи-ческой подготовленности. В процессе занятий после определенно-го времени в организме человека пр о изойдут изменения физио-логического состояния, т.е. организм адапт и руется к нагрузкам. Следовательно, н е обходимо пересмотреть доступность нагрузки в сторону ее усложн е ния. Таким образом, доступность нагрузки обо-значает такую трудность требований, которая создает оптимальные предпосылки воздействия ее на орг а низм занимающегося без ущер-ба для здоровья.

2. Систематичность. Эффективность физических упражнений, т.е. влияние их на организм человека, во многом определяется системой и посл е довательностью воздействий нагрузочных требо-ваний. Добиться полож и тельных сдвигов в воспитании общей вы-носливости возможно в том случае, если будет соблюдаться стро-гая повторяемость нагрузочных треб о ваний и отдыха, а также не-прерывность процесса занятий. В работе с нач и нающими дни за-нятий физическими упражнениями по воспитанию выносливости должны сочетаться с днями отдыха. В случае использования бега он должен сочетаться с ходьбой, т.е. ходьба здесь выступает как отдых п е ред очередным б е гом.

3. Постепенность. Это правило выражает общую тенденцию систем а тического повышения нагрузочных требований. Значитель-ных функционал ь ных перестроек в сердечно-сосудистой и дыха-тельной системах можно д о биться в том случае, если нагрузка будет постепенно повышаться. Следов а тельно, необходимо най-ти меру повышения нагрузок и меру дл и тельности закрепления достигнутых перестроек в различных системах организма. И с поль-зуя метод равномерного упражнения, необходимо прежде всего опред е лить интенсивность и продолжительность нагрузки. Работа осуществляется на пульсе 140—150 уд./мин. Для школьников в возрасте 8—9 лет продолж и тельность работы 10—15мин; 11—12лет — 15—20 мин; 14—15 лет — 20—30 мин.

При тестировании выносливости используются показатели частоты сердечных сокращений и кровяного давления. Величина и харак тер изме-нений этих показателей свидетельствуют о состоянии серде ч но-сосудистой и дыхательной систем, а это, в свою очередь, служит индикатором общей в ы носливости организма.

2.6-минутный бег: процедура тестирования такая же, как и для 12-минут-ного бегового теста. Используется для оценки в ы носливости детей 7-17 лет.

3. Гарвардский степ — тест. 5-минутное восхождение на ступень выс о той 50 см. Фиксируется частота сердечных сокращений после н а грузки и её вос-становление.

Одним из основных критериев выносливости является время, в тече ние которого человек способен поддерживать заданную интен-сивность деятел ь ности. На основе этого критерия разработаны пря-мой и косвенный способы измерения выносливости. При прямом способе испытуемому предлагают в ы полнять какое-либо задание (например, бег) с заданной интенси в ностью (60, 70, 80 или 90% от максимальной скорости). Сигналом для прекращения теста яв-ляется начало снижения скорости выполнения данного задания. Однако на практике педагоги по физической культуре и спорту прямым способом пол ь зуются редко, поскольку сначала нужно определить максимальные скорос т ные возможности испытуемых (по бегу на 20 или 30 м с ходу), затем вычи с лить для каждого из них заданную ск о рость и только после этого приступать к те с тированию.

В практике физического воспитания в основном применяется кос-венный способ, когда выносливость занимающихся определяется по вр е мени преодоления ими какой-либо достаточно длинной дистан-ции. Так, например, для учащихся младших классов длина дистан-ции обычно с о ставляет 600—800 м; средних классов — 1000—1500 м; старших классов — 2000—3000 м. Используются также тесты с фик-сированной длительн о стью бега — 6 или 12 мин. В этом случае оценивается расстояние, преод о ленное за данное время.

В спорте выносливость может измеряться и с помощью дру гих групп тестов : неспецифиче ских (по их результатам оценивают потенциальные во з можности спорт сменов эффективно тренироваться или соревноваться в усл о виях нарастающего утом ления) и специфических (результа ты этих тестов указывают на степень реализации этих потенциальных возможн о стей).

К неспецифическим тестам определения выносливости относят: 1) бег на тредбане; 2) педалирование на велоэргометре; 3) степ-тест. Во время вы полнения теста измеряются как эргометрические (время, объем и интенси в ность выполнения заданий), так и фи-зиологические показатели (максимал ь ное потребление кислорода — МПК, частота сердечных сокращений — ЧСС, порог анаэробн о го обмена — ПАН О и т.п.).

Специфическими считают такие тесты, структура выполнен которых близка к соревновательной. С помощью специфически тестов измеряют в ы носливость при выполнении определение деятельности, например в плав а нии, лыжных гонках, спорти в ных играх, единоборствах, ги м настике.

Количественно эт о различие можно оценить по относительным показ а телям. Наиб о лее известными в физическом воспитании и спорте относител ь ными показателями выносливости являются: запас скорости, ин дек с выно с ливости, коэффициент выносл и вости.

Запас скорости (Н. Г.Озолин, 1959) определяется как разность между средним временем преодоле ния какого-либо короткого этало н ного отрезка (например, 30 , 60, 100 м в беге, 25 или 50 м плавании и т.д.) при прохожд е нии всей дистанции и лучшим вр е менем на этом отрезке.

Индекс выносливости (Т. Cureton , 1951) — это разность между врем е нем преодоления длинной дистанции и тем временем этой дистанции, кот о рое показал бы испытуемый, если бы пр е одолел ее со скоростью, показыва е мой им на коротком (эт а лон ном) отрезке.

Коэффициент выносливости (Г. Лазарев, 1962) — это отноше-ние вр е мени преодоления всей дистанции ко времени преодоле-ния эталонного о т резка.

Точно так же поступают и при измерении выносливости в уп ражнениях силового характера: полученные результаты (напри-мер, количество повтор е ний теста с отягощением) нужно соот-носить с уровнем максимальной силы в этом движении.

В качестве показателей выносливости используются и биомеха-нические критерии, такие, например, как точность выполнения бросков в баскетболе, время опорных фаз в беге, колебания об-щего центра масс в дв и жении и т.п. (М. А. Годик, 1988). Сравнива-ют их знач е ния в начале, середине и конце упражнений. По вели-чине различий судят об уровне выносливости: чем меньше изме-няются биомеханич е ские показатели в конце упражнения, тем выше уровень вынослив о сти.

Использование тестов на выносливость позволя-ет дать количе ственную оценку способности сердеч-но-сосудистой и дыхательной систем выдерж и вать определенную физическую нагрузку или но р маль-но функционировать в эк с тремальных ситуациях.